Абсцесс на десне

20 июня 2023
Обновлена: 16.04.2024

Абсцессом на десне называют острый гнойный воспалительный процесс, который может возникать при нескольких заболеваниях. Образование характерно для периостита, обострения хронического периодонтита, пародонтального абсцесса. Заболевание вызывает острые болевые ощущения, припухлость, невозможность нормально употреблять пищу, общие симптомы. Нарыв на десне требует срочного квалифицированного лечения, так как при его отсутствии появляются серьезные осложнения.

Виды

Гнойный очаг на десне альвеолярного отростка челюсти возникает в следующих случаях:

1. Периостит зуба – воспаление надкостницы с образованием гнойного экссудата. Возникает при распространении инфекции от системы корневых каналов, периодонта. Характеризуется острой болью, отеком и покраснением десны, асимметрией лица, невозможностью прикоснуться к больному зубу. Отсутствие лечения грозит переходом в хроническую форму и дальнейшим распространением гноя в кость челюсти.
  2. Пародонтит зуба 3 степени – это воспаление тканей пародонта, которое сопровождается сильным воспалением, разрушением зубодесневой связки, появлением абсцесса, разрушением костной ткани. Нарыв при периодонтите будет сочетаться и с другими симптомами болезни, поэтому легче диагностируется. Заболевание вызывает острые боли, подвижность зуба, гиперемию и отек десны. В некоторых случаях гной может выходить самостоятельно через периодонтальную щель в полость рта. При этом состояние больного улучшается, но болезнь все равно требует посещения врача.
  3. Обострение хронического периодонтита зуба вызывает образование свищевого хода, который открывается на десне в виде выпячивания слизистой (по типу прыща, флюса). Отличается появлением болезненной раны на десне, выделением содержимого, припухлостью и покраснением десны. С образования выходит гной, после чего свищ может исчезать самостоятельно. Но пока очаг воспаления на верхушке корня не будет устранен, заболевание будет периодически возникать и беспокоить человека.
  4. Нагноение кисты зуба. Околокорневая киста может существовать на верхушке зуба практически бессимптомно. При снижении иммунитета, переохлаждении возникает активизация патогенной микрофлоры и нагноение образование. Возникает припухлость, боль, покраснение десны и образование гнойного содержимого. Заболевание требует срочного лечения – вскрытия гнойника, дренирования раны или удаления всей кисты.

Причины возникновения

Основной причиной образования абсцесса является распространения инфекции от зуба и его корней. Первопричиной практически любого стоматологического заболевания является плохой гигиенический уход. Он провоцирует развитие кариеса, затем его осложнений – пульпита и периодонтита. Отсутствие лечения или некачественное проведение манипуляций приводит к распространению инфекции вглубь челюсти, абсцессу, периоститу, остеомиелиту и т.д. К причинам болени на десне относят:

• Некачественный гигиенический уход;
  • Болезни зубов и десен;
  • Очаг инфекции в каналах;
  • Некачественное лечение пульпита, периодонтита;
  • Проникновение инфекции из окружающих тканей;
  • Травматическое повреждение десны (укол, царапина).

Некоторые факторы способствуют заболеванию: снижение иммунитета, болезни внутренних органов, вредные привычки, период лучевой терапии, реабилитация после травм. А также заболевания иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.

Симптомы

В зависимости от вида и формы протекания болезни, симптомы могут быть следующими:

• Болевые ощущения в десне от различного рода раздражителей, которые усиливаются во время приема пищи, чистки, прикосновениях;
  • Очаг воспаления округлой формы с гнойным содержимым;
  • Гной может прорываться и выходить из тканей;
  • Отек и припухлость различной степени в области корня. Чем больше воспаление и абсцесс, тем больше выраженный будет отек;
  • Покраснение десны;
  • Нарушение функции зуба, невозможность пережевывать пищу;
  • В причинном зубе будет большая кариозная полость или пломба, которая свидетельствует о некачественном предварительном лечении.

При остром протекании болезни возникают общие симптомы, которые нарушают состояние организма: слабость, потеря аппетита, нарушение сна и жизнедеятельности, общее недомогание, головные боли, повышение температуры, увеличение регионарных лимфатических узлов.

Первая помощь в домашних условиях

Самостоятельно устранить очаг инфекции на десне в домашних условиях невозможно, поэтому в первую очередь необходимо записаться на прием к специалисту. Чтобы облегчить состояние человека, снять воспаление до посещения врача можно принять обезболивающее средство. Для этого лучше всего подходят нестероидные противовоспалительные препараты – Ибупрофен, Парацетамол, Нимесил, Кетанов.

Чтобы устранить неблагоприятные микроорганизмы с полости рта можно осуществить гигиеническую чистку, полоскания, ротовые ванночки. Чистить зубы нужно тщательно, но аккуратно. Для полосканий и ротовых ванночек можно использовать антисептические растворы, ополаскиватель, отвары лекарственных трав (кора дуба, мелиса, шалфей, зверобой, ромашка, тысячелистник). Они помогут уменьшить воспаление мягких тканей.

Диагностика

Прием пациента начинается с общеклинического осмотра, сбора данных анамнеза и жалоб. Далее проводится внутриротовой осмотр органов полости рта, десны и воспаления. Обязательно назначается рентгенологическое исследование для определения состояния корней и кости. Для этого применяется прицельная рентгенография, панорамный снимок (ОПТГ), компьютерная томография (КТ) в сложных случаях.

Методы лечения

Лечение воспаления на десне зависит от его причины возникновения. Доктор должен дать отток гною, так как он будет дальше распространяться и расплавлять ткани. Применяются следующие методики терапии:

1. Вскрытие абсцесса путем разреза в области переходной складки. Манипуляция необходима для создания выхода гноя и устранения воспаления. Доктор проводит обезболивание необходимого участка челюсти, небольшой разрез десны, отток гноя, антисептическую обработку и дренирует рану. В сложных случаях осуществляется удаление больного зуба, но врачи стараются максимально сохранить зубы. Пациенту дают назначения, рекомендации и назначают следующий прием. После выхода гноя абсцесс исчезает, воспаление тканей проходит.
  2. Вскрытие нарыва проводится аналогичным образом и при пародонтите. Операция осуществляется в месте расположения образования. При этом обязательна – профессиональная чистка, кюретаж поддесневой области. При возможности зубы сохраняют, шинируют, а воспаление устраняют медикаментозными средствами.
  3. Лечение свища при хроническом гранулирующем периодонтите зубов проводится через систему корневых каналов. Для этого очищают каналы от разрушенных тканей для создания доступу к очагу инфекции. Воспаление на верхушке корня зуба устраняют лекарственными средствами, а корневые каналы герметично пломбируют. В большинстве случаев причинный зуб не удаляют, а восстанавливают ортопедическими конструкциями. Следует заметить, что воспаление на десне при периодонтите может проходить самостоятельно, но очаг инфекции возле корня никуда не исчезает. Полноценную терапию может провести только стоматолог.
  4. Лечение нарыва при обострении кисты проводится несколькими способами в зависимости от клинической ситуации: удаление кисты, удаление зуба с кистой, резекция верхушки корня с кистой. В любом случае проводится необходимое хирургическое вмешательство для устранения патологии.

В некоторых случаях патология требует дополнительных процедур для устранения воспаления. Доктор может назначить физиотерапевтические процедуры (ультразвук, электрофорез, фонофорез, УВЧ). Для лечения в домашних условиях назначаются медикаментозные средства для приема внутрь и для обработки воспалительного очага.

После устранения воспаления проводится полная санация органов полости рта. Такая процедура необходима для устранения инфекции, сохранения здоровья органов полости рта. Санация заключается в следующем: профессиональная гигиена, устранение очагов инфекции, пломбирование кариозных зубов.

Возможные осложнения

Абсцесс является серьезным заболевание, так как при отсутствии лечения может вызывать серьезные осложнения: флегмона, остеомиелит, гайморит, сепсис, дальнейшее распространение гноя. Наличие гнойного очага инфекции является неблагоприятным для всего организма. Микробы могут распространяться, снижать иммунитет, вызывать обострение хронических патологий организма.

Профилактика

Основными методами профилактики нарывов на десне является качественная гигиена, санация, своевременная диагностика и лечение патологий. К профилактическим мероприятиям можно отнести следующие:

• Регулярный и качественный гигиенический уход;
  • Использование подобранных и эффективных средств гигиены;
  • Использование ополаскивателя и жевательной резинки без сахара для очищения полости рта на протяжении дня;
  • Чистка межзубных промежутков с помощью зубной нити (флосса), ершиков или ирригатора;
  • Своевременная диагностика и лечение стоматологических болезней;
  • Качественное лечение пульпита и периодонтита с использованием надежных материалов и современных методик;
  • Правильное питание, здоровые перекусы;
  • Посещение стоматолога 2 раза в год с целью осмотра и профессиональной чистки.

Нарыв на десне – это серьезное заболевание, которое вызывает острые симптомы и требует срочного лечения у специалиста. Откладывание болезни на другой день может сильно навредить здоровью. Чтобы предупредить патологию и сохранить здоровье зубов необходимо придерживаться простых правил по уходу.