Что делать после удаления зуба?

20 июня 2023
Обновлена: 16.04.2024

Удаление зуба – это самая распространенная операция в стоматологии. Удаление проводится при невозможности вылечить зуб другими методами, при наличии надкомплектных зачатков, ортопедических или ортодонтических показаний. После удаления доктор дает рекомендации и назначения, которые необходимо выполнять с целью предупреждения осложнений.

Что происходит на месте удаленного зуба?

Чтобы правильно ухаживать за послеоперационной раной нужно знать, как осуществляется заживление. В лунке зуба происходит небольшое кровотечение, образуется кровяной сгусток (тромб). Он формируется в течение 30-40 минут после удаления зуба и играет основную роль в заживлении раны. Сгусток является механическим барьером, который не дает патологическим микроорганизмам полости рта и остаткам пищи проникать к травмированной слизистой оболочке. С кровяного тромба происходит заживление десны, поэтому его нельзя удалять. 1-2 день нельзя полоскать рот, чтобы не устранить тромб. В очень редких случаях он может выпадать самостоятельно. При отсутствии сгустка лунка удаленного зуба дольше и сложнее заживает, повышается риск инфицирования тканей, возникновения осложнений.

На 2-3 день после удаления зуба тромб начинает уплотняться, уменьшаться в размерах и плотнее спаивается с подлежащими тканями. Внутри тромба начинается процесс образования молодой грануляционной ткани, с которой в дальнейшем будет восстанавливаться десна и слизистая оболочка. На 3-7 день сгусток начинает светлеть, болевые ощущения значительно уменьшаются или исчезают вообще. Грануляционная ткань покрывает практически всю ранку. К концу первой недели отек и боль должны уйти. Если болевые ощущения нарастают и беспокоят – это повод обратится за квалифицированной помощью, так как это может быть признаком осложнения.

Со второй до третьей недели края лунки стягиваются, рана заживает, а кровяной сгусток виден только в середине лунки. К концу третьей недели вся рана затягивается молодой слизистой оболочкой розового цвета, поверхностное заживление завершается. Через месяц на месте удаленного зуба находится плотная слизистая, а в середине челюсти на месте корня начинается процесс образования костной ткани. К концу третьего месяца лунка уже полностью заполняется костной тканью, а через 5-6 месяцев место удаленного зуба не отличается от остальной кости даже на рентгенологическом снимке.

Такой процесс заживление происходит в норме. Наличие сопутствующих заболевание, сложное удаление зуба, возникновение осложнений могут продлевать сроки заживления.

Рекомендации и уход после удаления

Стоматолог дает индивидуальные необходимые назначения для каждого пациента. Это проводится для лучшего заживления лунки зуба, предупреждения осложнений, сохранения здоровья органов полости рта. После удаления зуба пациенту советуют следующее:

• 2 часа после удаления зуба не употреблять пищу;
  • Через 1-2 часа проходит действие анестезии, и лунка зуба начинает болеть. Можно принять обезболивающее средство, назначенное стоматологом;
  • По приходу домой нужно приложить к щеке холодный компресс, который уменьшит отек мягких тканей;
  • Аккуратно, но тщательно проводить гигиенический уход за зубами;
  • На протяжение дня необходимо ополаскивать рот водой;
  • Очищать межзубные промежутки флоссом, ирригатором;
  • Первую неделю после удаления употреблять щадящую пищу (теплую, мягкой консистенции);
  • Проводить полоскания и ротовые ванночки с помощью антисептических раствором, отварами лекарственных трав;
  • Употреблять все медикаменты, назначенные врачом;
  • При любых осложнениях, неприятных симптомах необходимо сразу обращаться за помощью к стоматологу.

Что нельзя делать после удаления зуба:

• Прикладывать теплый компресс;
  • Употреблять твердые продукты питания, а также острые, соленые, так как они могут травмировать мягкие ткани десны;
  • Трогать рану руками или посторонними предметами;
  • Резкие движение мышцами лица;
  • В первый же день активно полоскать ротовую полость;
  • Посещать сауну, баню, спортзал;
  • Принимать очень горячую ванну, душ;
  • Заниматься активной физической деятельностью;
  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Курить, так как табачный дым значительно замедляет заживление тканей;
  • Самостоятельно употреблять антибиотики и другие медикаменты;
  • Заниматься самолечением.

Возможные осложнения после удаления

Существует риск следующих патологий:

1. Альвеолит – острое воспаление лунки удаленного зуба, которое возникает из-за выпадения сгустка, инфицирования раны. Альвеолит характеризуется появлением острой боли в ране, покраснением десны, образованием гнойного содержимого, неприятного запаха с полости рта. Иногда воспаление может протекать по типу «сухой лунки», тогда рана покрывается серым налетом. Заболевание нарушает общее состояние, вызывает повышение температуры, нарушает сон, аппетит.
  2. Боль после удаления зуба – это нормальная реакция организма на травматические процедуры. В 1-2 день болевые ощущения максимальны, поэтому рекомендуется прием медикаментов. После 3-го дня болевые ощущения должны стихать и в конце недели исчезнуть.
  3. Кровотечение после удаления зуба чаще возникает у людей с сопутствующими заболеваниями: сахарный диабет, повышенное артериальное давление, патологии системы свертывания крови. Кровотечение может возникать и при наличии отягощающих факторов при значительных физических нагрузках после операции.
  4. Отек, припухлость – в норме возникают на 1-2 день после удаления, как реакция организма на травму сосудов, мягких тканей. Далее припухлость должна стихать.
  5. Расхождение швов наблюдается при давлении на ткани, при употреблении жесткой пищи, неправильном наложении швов. Осложнение требует посещения специалиста, при необходимости проведения повторной процедуры.
  6. Остатки зуба в ране. При сложном удалении возможно неполноценное удаление, когда остаются осколки корня зуба. Они нарушают процесс заживления, вызывают болевые ощущения. Необходимо посещения врача и удаление осколков, антисептическая обработка раны.
  7. Нарушение иннервации, онемение. Осложнение чаще возникает при травматическом и сложном удалении зубов мудрости. При небольшой травме нерва нарушение иннервации проходит со временем самостоятельно. Но при сильной травме, нарушение целостности необходима квалифицированная терапия.

Первая помощь при осложнениях

Появление любых неприятных или болезненных симптомов после удаления зуба требует посещения стоматолога для полноценного квалифицированного лечения. Поэтому в первую очередь нужно записаться на прием, а до посещения доктора можно провести гигиеническую чистку зубов, полоскания ротовой полости антисептиками, прием обезболивающих.

Холодный компресс

Использование холодного компресса после удаления зуба поможет уменьшить отек мягких тканей, образование гематомы, остановит кровотечение. Для компресса нужно взять лед или охлажденные продукты с морозилки, завернуть их в приятную для кожи ткань. Прикладывать компресс необходимо к области удаления на 5-10 минут с такими же интервалами. Это необходимо, чтобы не травмировать кожу холодом. Процедуру можно повторять 3-4 раза на протяжении первого дня. Нельзя использовать теплый компресс, так как это может вызвать воспаление тканей.

Кровоточивость десны

Тактика оказания помощи будет зависеть от величины кровотечения. Небольшую кровоточивость раны можно остановить самостоятельно. Для этого необходимо приложить чистый или стерильный тампон из бинта или марли. Рану необходимо немного прижать тампоном, можно сомкнуть зубы. Через 10-15 минут кровь должна остановиться. Пока тампон находится во рту следует измерить артериальное давление, при его повышении принять необходимые медикаменты для нормализации артериального давления.

Если же кровотечение не удалость остановить в течение 30 минут, у человека давление не снижается, то целесообразно вызвать скорую помощь. Если состояние больного нормальное, но кровоточивость не останавливается – нужно посетить врача стоматолога. Доктор применит местные кровоостанавливающие средства и при необходимости наложит швы на десну.

Ротовые ванночки и полоскания

На 2-3 день можно проводить ротовые ванночки и полоскания для более быстрого заживления, устранения воспаления десны, микробов, улучшения гигиенического ухода. Для этого используются антисептические растворы, отвары лекарственных трав (ромашка, зверобой, шалфей, кора дуба и т.д.). Они обладают ранозаживляющим, обезболивающим, противовоспалительным эффектом. Не нужно интенсивно полоскать рот, чтобы не потревожить повреждённые ткани. Можно сделать ротовые ванночки — подержать раствор во рту 30-40 секунд, а затем выплюнуть. Процедуру рекомендовано повторить несколько раз. Обычные полоскания также можно проводить несколько раз в день.

Процедуры рекомендуются в следующих случаях:

• Сложное удаление;
  • Воспалительный процесс в челюсти;
  • Отсутствие санации зубов перед удалением;
  • Надрез десны при периостите.

Прием медикаментов после удаления

После операции стоматолог назначает лекарственные препараты с учетом сложности клинической ситуации, индивидуальных особенностей, возраста, наличия сопутствующих заболеваний. Всегда после удаления зуба стоматолог назначает обезболивающие средства. Для этого лучше всего подходят препараты с группы нестероидных противовоспалительных средств – Парацетамол, Ибупрофен, Кетанов, Нимесил, Спазмалгон. Они обладают обезболивающим, противовоспалительным эффектами. Препараты нельзя использовать более 3-х дней.

В сложных случаях доктор выписывает антибактериальные препараты для профилактики осложнений. Самостоятельно употреблять антибиотики нельзя, так как позже, в необходимых случаях, они могут оказаться неэффективные.

Удаление зуба мудрости

В большинстве случаев последние моляры подлежат удалению. Это обусловлено их поздним прорезыванием, неправильным положением в челюсти из-за нехватки места, нарушении функции. Зачастую экстракция последних зубов является сложной операцией, так как такие зубы бывают ретинированные (прорезались не полностью) и дистопированные (располагаются не на своем месте). После удаления зуба мудрости необходимо строго выполнять все назначения врача, так как существует риск осложнений. К нормальным симптомам после удаления зубов мудрости относят боль, отек десны, припухлость лица.

Рекомендации перед удалением зуба

Чтобы предупредить неприятные симптомы необходимо тщательно провести диагностику и подготовиться к операции удаления зуба. Людям с сопутствующими болезнями организма необходимо проконсультироваться в узкого специалиста. Например, пациентам с сахарным диабетом, высоким давлением или ревматизмом нужно посетить терапевта (семейного врача), который назначен медикаменты. Прием необходимых лекарств снизит риск осложнений.

Перед удалением зуба рекомендуется провести полную санацию полости рта: лечение кариозных зубов, профессиональную гигиену, устранение очагов инфекции. Благодаря этому в полости рта значительно снижается уровень микробов, которые в послеоперационный период могут вызвать осложнения. На прием к стоматологу нельзя приходить голодным, так как анестезия будет хуже действовать, а доктору будет труднее работать из-за обильного выделения слюны.