Можно ли установить пломбу без сверления

Опубликовано 24 сентября 2021 в 17:18

Технологии лечения кариеса без сверления появились около 17 лет назад, но в России их стали применять совсем недавно. Но и сейчас далеко не все клиники могут обходиться без бормашины при пломбировке зубов. Причина – отсутствие соответствующей аппаратуры и препаратов, а также массового спроса на подобные услуги.

Тем не менее, результаты лечения кариеса без сверления отличаются высочайшим качеством и долговечностью, нередко проигрывая традиционным методикам. Тогда почему они используются не столь широко, ведь мало кто откажется избежать раздражающего жужжания бормашины?

Дело в том, что все новые технологии рассчитаны на лечение начальных стадий кариозных поражений, когда в зубе еще нет глубокой полости, и патологический процесс не успел распространиться на дентин.

Новые методы лечения успешно применяются для профилактики кариеса, даже если он обнаружился при осмотре в виде белого пятна. Это большое преимущество, так как раньше лечение кариозных очагов производилось, только когда они прогрессировали. Начальные стадии кариеса оставались без внимания.

Сегодня лечение кариеса без сверления осуществляется:

• инфильтрацией препаратом icon;
  • лазером;
  • озоном;
  • воздушно-абразивной обработкой.

Метод лечения icon

Методика заключается в воздействии на зубную эмаль особого геля, который делает ее плотной и блестящей. Данный препарат представляет собой светокомпозитный полимер, расщепляющий поверхностный слой эмали и, по сути, протравливающий ее.

В результате лечения пораженные пористые зубные ткани превращаются в плотную структуру, устойчивую к воздействию органических кислот. Помимо этого, восстанавливается полупрозрачность и цвет зубной поверхности на месте бывшей полости.

Технология Icon

Метод лечения icon очень прост и совершенно не требует участия бормашины. Технология следующая:

• протравка эмали гелем (2 мин);
  • смывание геля, просушивание, нанесение кондиционера;
  • двухэтапная обработка инфильтратом (3 и 1 мин);
  • облучение зубной поверхности лампой после каждого этапа.

Справка: Жидкая пломба – еще одно название метода лечения icon, вполне отражающее его суть.

Озон

Методика лечения кариеса озоном заключается в дезинфицирующем воздействии его молекул на кариозную полость. Это газообразное вещество обладает высокой активностью в отношении кариесогенных бактерий и уничтожает 99.99% из них.

Метод озонотерапии применяется так:

• к зубу прикладывается силиконовый колпачок;
  • из-под колпачка откачивается воздух, создается среда сродни вакууму;
  • вместо воздуха в колпачок закачивается озон для губительного воздействия на патогены;
  • через 20-30 сек. микробы в патологической полости погибают, на зубную поверхность наносят запечатывающее средство.

Озон используется в качестве антисептика для обработки кариозных полостей на любой стадии кариеса. Такие процедуры показаны в комплексном лечении воспалительных патологий пародонта.

Лазерные технологии

Лечение кариеса лазером исключает нагрев тканей, который бывает во время сверления бормашиной. Между стоматологическим бором и тканями зуба идет интенсивное трение, к которым добавляется еще и вибрация.

Все это грозит появлением трещин и сколов эмали, а лазерные технологии сводят на нет подобные «эффекты». Кроме того, лазерный аппарат работает очень тихо и издает шум в 20 раз меньший, чем бормашина.

Воздействие лазерного луча избирательно, он затрагивает только кариозное поражение, без вовлечения здоровых тканей. Благодаря данной методике полностью останавливается размножение бактерий, и исключается риск развития вторичного кариеса. Это обусловлено бактерицидным эффектом излучения, делающего кариозный очаг стерильным.

С помощью лазера можно не только лечить, но и выявлять кариес при стоматологическом осмотре. Причем такая диагностика абсолютно безопасна, по сравнению с рентгеном.

Преимуществом лазерного метода является возможность лечения кариеса любой степени тяжести. Процедура абсолютно безболезненна, безвредна и подходит особенно чувствительным пациентам, включая беременных и детей.

Воздушно-абразивная обработка

Суть метода заключается в механической очистке зуба от некротизированных тканей воздушной струей с примесью пищевой соды и других компонентов. Потоково-абразивная струя «выстреливает» с мощностью, достаточной для удаления размягченных из-за кариеса тканей без вреда для здоровых.

Применение воздушно-абразивной технологии позволяет исключить развитие вторичного кариеса в дальнейшем. Она используется для раскрытия зубных фиссур при осмотре, чтобы обнаружить кариес на ранних стадиях, помогает убрать остатки цемента-фиксатора с коронки и мостовидного протеза. Методику успешно применяют с целью удаления пигментных пятен с зубной эмали.

Подобно другим технологиям лечения кариеса без сверления, воздушно-абразивная струя не нагревает зубные ткани, не создает вибрации и делает свою работу без шума. После процедуры снижается вероятность формирования микротрещин, способных в будущем привести к разрушению зуба.

«Выбивание» пораженных кариесом структур проходит в импульсном режиме, по 5-10 сек, что более действенно, по сравнению с препарированием бором. Манипуляции не вызывают боли, поэтому анестезия не нужна. Абразивные компоненты совершенно не токсичны.

Однако идеальных способов не бывает, и иногда может потребоваться помощь бормашины. Причем после такого комбинированного лечения кариеса ставится только композитная пломба. В некоторых случаях воздушно-абразивная обработка неприменима в силу недоступности наконечника прибора к проблемной зоне. Кроме того, не исключено усиление чувствительности эмали в дальнейшем.

Лечение зубов без бормашины

5 плюсов лечения кариеса без бора

1. отсутствует характерный звук и ощущение «резки» эмали.
  2. Нет боли, что позволяет проводить лечение кариеса без укола анестетика.
  3. Никакой вибрации и риска растрескивания зубной поверхности.
  4. Комфортная психологическая атмосфера без ожидания боли.

Поиски новых способов лечения кариеса без боли и страха ведутся постоянно. В России только начинают внедряться аппараты и средства для решения стоматологических проблем без использования бор-установки. Но уже сейчас есть возможность пройти щадящее лечение, если обратиться к врачу для осмотра на ранних стадиях кариеса. И это должно стать своего рода мотивацией для многих пациентов.