После удаления зуба мудрости

20 июня 2023
Обновлена: 25.04.2024

В большинстве случаев последние моляры (зубы мудрости, восьмерки) подлежат удалению. Операция экстракции может быть простой или сложной, проводится в условиях клиники или стоматологического стационара. Послеоперационный период может длиться от 1 до 3-х недель. В этот период доктор дает назначения и рекомендации, которым нужно строго следовать с целью профилактики осложнений.

Почему зуб мудрости нужно удалять?

У большинства людей встречается осложненное прорезывание последнего моляра. Это обусловлено его дальним расположением, сложной анатомией и поздним прорезыванием, когда челюсть человека практически сформированная. Последние зубы в очень редких случаях правильно располагаются и могут выполнять свои функции, чаще всего они неправильно функционируют и быстро портятся. Показанием к удалению являются следующие случаи:

• Дистопия – неправильное расположение;
  • Ретенция – неполное прорезывание;
  • Перикоронарит – воспаление тканей десны;
  • Травмирование соседнего моляра;
  • Боль, дискомфорт в области моляра;
  • Кариес, пульпит, периодонтит, которые невозможно вылечить терапевтическим способом;
  • Если моляр находится в области перелома челюсти;
  • Когда зуб мудрости — источник хронической инфекции.

Особенности операции удаления

В зависимости от анатомического расположения зуба в челюсти, степени его прорезывания операция удаления может быть простой или сложной. Простая процедура проводится при полном или частичном прорезывании коронки над десной. Такая операция длится 20-30 минут, проводится привычным способом.

Сложное удаление восьмерки показано при локализации зуба под десной или в костной ткани, когда зуб расположен неправильно, имеет наклон, существует риск повреждения других органов (второго моляра, нижнечелюстного канала, челюсти). Такое удаление проводится в условиях стационара, чаще под общим наркозом. Во время процедуры специалист применяет особые методики, инструменты. Послеоперационный период после сложного удаления длится дольше и сложнее переносится пациентом. Это связано с травматизацией мягких тканей десны, костной ткани челюсти.

Боли в послеоперационный период являются нормальной реакцией организма на травматическое вмешательство. Во время любой операции происходит разрез сосудов, нервных окончаний, тканей, которым необходимо восстановиться. По статистике в 25-30% случаев возникают осложнения после удаления, которые также сопровождаются болевыми ощущениями. Чтобы определить появление осложнений необходимо знать о их симптомах и отличиях от нормального заживления.

Причины боли

Самыми распространенными причинами послеоперационных болей являються следующие:

• Повреждение мягких тканей, сосудов, нервных окончаний;
  • Травма кости, десны;
  • Небольшое воспаление десны в период заживления;
  • Развитие осложнений (альвеолит, абсцесс).

Возможные осложнения и их симптомы

В норме после удаления возникают болевые ощущения в области вмешательства, которые с каждым днем немного уменьшаются. На второй день отек может немного увеличиваться, но затем начинает спадать. Боль в среднем беспокоит около недели, затем еще 1-2 недели могут быть неприятные ощущения. Если же боль начинает нарастать, присоединяются другие симптомы, то это может свидетельствовать об осложнениях. Они могут быть следующими:

1. Альвеолит — это воспаление лунки удаленного зуба, является самым частым осложнением после операции. Альвеолит возникает из-за инфицирования раны, которое может быть причиной недостаточного гигиенического ухода, травматического удаления, выпадения кровяного сгустка, низкого иммунитета. Воспаление может протекать по типу сухой лунки или с выделением гноя. В первом случае симптомом болезни будет покраснение, острая боль, образование налета в лунке, неприятный запах с полости рта. Другой вид альвеолита характеризуется гиперемией, отеком тканей, образованием гнойного экссудата, повышением температуры, болью.
  2. Кровотечение – выделение крови из лунки челюсти. Возникает чаще при повышенном кровяном давлении, физических нагрузках на организм в послеоперационный период. В случае кровотечения нужно зажать лунку чистым ватным тампоном, если через 20 минут кровь не удалось остановить, то лучше посетить врача.
  3. Расхождение швов – возникает при сильном давлении на мягкие ткани. Если ситуация произошла на протяжение 1-2 недель после операции, то нужно записаться на прием к своему доктору. Если швы разошлись через 2 и более недель, то можно в телефонном режиме предупредить об этом врача. Чаще всего повторно их накладывать уже не будут.
  4. Парестезия – онемение, покалывание или неприятные ощущения, боли в области щеки, губ, десны возникают из-за травмы нервных окончаний. Осложнение является довольно редким, требует осмотра врача, но может пройти самостоятельно через 1-2 недели.
  5. Остатки зуба или кости в ране. При сложном удаление в лунке могут остаться осколки костной ткани или зуба. Образования повреждают мягкие ткани, вызывают боль, дискомфорт. Боль проходит самостоятельно после удаления посторонних образований с раны.
  6. Абсцесс – острый гнойный воспалительный процесс в области удаленного зуба может появляться при инфицировании раны. Его симптомами является острая боль, покраснение, образование гноя, припухлость, невозможность употреблять пищу, повышение температуры, общее недомогание. Доктор проводит разрез абсцесса, дренирование гноя, устранение воспаления. При отсутствии лечения возникает периостит, остеомиелит, флегмона, сепсис.

Любое осложнение требует посещения врача и квалифицированного лечения у специалиста. Только доктор может устранить причину патологии, воспалительный процесс и предупредить дальнейшее распространение инфекции. При остром воспалении необходимо срочно устранить гнойное содержимое. Простым считается небольшое кровотечение (если останавливается самостоятельно), расхождение швов и парестезия.

Послеоперационный период

Период заживления тканей и восстановления организма после операции удаления восьмерок более длительный по сравнению с другими зубами и состоит около 2-3 недель. После операции доктор дает назначения, рекомендации и советы с целью профилактики осложнений после удаления. Соблюдение простых правил также облегчит состояние и ускорит процесс заживления. При необходимости стоматолог назначает обезболивающие, противовоспалительные и антибактериальные препараты. Самостоятельно принимать антибиотики нельзя, это может негативно сказываться на здоровье. Доктор назначает антибактериальные средства только при сложном удалении, в других случаях это не целесообразно. Длительность и сложность реабилитационного периода напрямую зависит от сложности проведенной операции и уровня иммунитета.

Рекомендации после удаления

В послеоперационный период стоматологи рекомендуют:

• 2-3 часа не употреблять пищу после приема у доктора;
  • По приходу домой приложить лед или холодный компресс, который уменьшит отек тканей;
  • Осуществлять гигиенический уход нужно со следующего дня;
  • Чистить зубы нужно качественно и регулярно, с осторожностью в области операции;
  • Полость рта нужно полоскать после каждого приема пищи;
  • Проводить полоскания полости рта антисептическими растворами (Хлоргексидин, Мирамистин, Стоматидин, Фурацилин), отварами лекарственных трав (шалфей, ромашка, календула, эвкалипт);
  • Кушать на стороне, противоположной оперативному вмешательству;
  • В первые дни нужно употреблять щадящую пищу мягкой консистенции (йогурт, кефир, суп, каша);
  • Рекомендуется исключить острые, соленые, и твердые продукты питания на период восстановления;
  • Не следует посещать баню, сауну, спортзал и подвергаться физическим нагрузкам;
  • Исключить вредные привычки курения, употребления алкоголя на 1-3 недели;
  • Выполнять все рекомендации доктора, употреблять назначенные лекарственные средства;
  • При появлении любых неприятных симптомов сразу обращаться к врачу.