Ультразвуковая чистка зубов

Опубликовано 27 января 2021 в 16:27

Одним из лучших профессиональных способов очищения полости рта является ультразвуковая чистка. С помощью ультразвукового аппарата доктор деликатно удаляет все виды зубных отложений и очищает поверхность. На сегодняшний день ультразвуковая чистка — одна из самых популярных и необходимых процедур. Она является одновременно гигиенической, профилактической, лечебной и эстетической.

Устранение зубного камня – это не роскошь для пациента, а острая необходимость для каждого. Большим плюсом процедуры является невысокая цена, которая доступна для каждого. Рекомендуется проводить профессиональную чистку у стоматолога 2 раза в год.

Особенности процедуры

Процедура осуществляется в стоматологическом кресле с помощью специального оборудования. Доктор проводит клинический осмотр полости рта, подбирает оптимальный вид чистки. Оборудование для ультразвуковой гигиены состоит из аппарата и небольшого наконечника с насадками. Аппарат вырабатывает ультразвуковые волны, наконечник специалист держит в руках и его кончиком (насадкой) устраняет зубной камень.

Профессиональная гигиена ультразвуком

Ультразвук способен устранить все виды отложений, но считается самым эффективным по отношению твердого зубного камня. Последний представляет собой довольно твердую субстанцию, которая сложно поддаются механическому удалению. Во время механической процедуры существует большой риск травматизации десны, при удалении с помощью химических препаратов может повредиться эмаль. Специально подобранная амплитуда и частота ультразвуковых колебаний воздействует на место присоединения камня к поверхности зуба, дробит его на мелкие частицы и способствует отделению от зуба. Далее частицы камня вымываются водой и устраняются с полости рта.

Ультразвуковая чистка проводится как самостоятельная процедура или в комплексе с другими – Аэр-флоу, герметизацией, ремтерапией. Длительность манипуляции составляет 30-60 минут в зависимости от количества зубных отложений, индивидуальной клинической ситуации. Процедура является безболезненной, но может вызывать дискомфорт и болезненность при наличии некоторых патологий: кариес, гиперестезия, клиновидный дефект, трещины эмали. После процедуры стоматолог может проводить полирование эмали, очищение воздушным потоком, покрытие десентетайзерами, препаратами фтора и т.д.

Зубные отложения

К зубным отложения относят – твердый и мягкий налет, бляшку, камень, которые располагаются на поверхности над и под десной. Уже через 2 часа после приема пищи на зубах начинается процесс образование биопленки (пелликулы), на которую прикрепляются остатки пищи и микроорганизмы. В норме их удаление происходит во время утреннего и вечернего гигиенического ухода. К сожалению, полноценно устранить их очень сложно, иногда невозможно. Остатки пищи вместе с эпителием, патологическими микроорганизмами скапливаются в труднодоступных участках зубного ряда. Полноценно устранить образования может только стоматолог с помощью специального инструментария и аппаратов.

Зубные отложения

Патогенные свойства и осложнения, которые вызывают зубные отложения:

• Кариес и его осложнения. Микробы в составе налета перерабатывают простые углеводы и выделяют кислоты, которые повреждают поверхность. Также они переносят ферментируемый сахар, поддерживают метаболизм сахара в условиях понижения pH среды, способствуют отложению матрицы зубного налета. В результате возникает деминерализация, размягчение эмали и образование кариозной полости. Прогрессирование кариеса приводит к воспалению нерва (пульпит) и тканей периодонта (периодонтит).
  • Зубной камень создает механическое давление на ткани пародонта (десна, связка зуба). Возникают воспалительные болезни — гингивит, пародонтит, которые сопровождаются разрушением зубодесневого соединения, подвижностью зубов, деструкцией кости. Человека беспокоят неприятные симптомы: боль, дискомфорт, кровоточивость, неприятный запах.
  • Образования являются очагом инфекции для всего организма. Во время приема пищи они попадают в пищеварительный тракт, могут спровоцировать обострение хронических болезней организма.
  • Галитоз – неприятный запах с полости рта, который нарушает нормальную жизнедеятельность, затрудняет общение человека. Частой причиной патологии являются массивные зубные отложения, разрушенные зубы.
  • Эстетический дефект. При расположении над десной и на других видимых участках эмали возникает нарушение эстетики улыбки.

Показания и противопоказания к чистке

Процедура показана всем людям, так как является профилактической, способна предупредить развитие различных заболеваний зубов и десен. Ультразвук устраняет зубной камень под десной, над десной, на видимых участках поверхности зуба и в труднодоступных местах. Чистка позволяет своевременно диагностировать кариес шейки зуба, корня, а также участков эмали, которые находились под зубными отложениями.

С профессиональной гигиены большинство специалистов начинает любое лечение. Это снижает риск осложнений и улучшает отдаленные результаты терапии – пломбы и коронки держатся дольше, осложнения после удаления не возникают, кариес не образуется возле брекетов. Чистку рекомендуют перед терапевтическим, ортодонтическим, ортопедическим и хирургическим лечением. Особенно перед установкой брекетов, имплантов, хирургическими вмешательствами.

Показания к ультразвуковой чистке:

• Наличие любых зубных отложений;
  • Профилактика заболеваний;
  • Кариесогенная ситуация в полости рта;
  • Перед процедурой укрепления эмали, отбеливания, реставрации;
  • Болезни тканей пародонта.

Выделяют следующие противопоказания к манипуляции:

• Наличие имплантов (рекомендуется чистка аппаратом Эйр-флоу);
  • Период сменного прикуса;
  • Некоторые соматические болезни: бронхит, аритмия, эндокардит, бронхиальная астма;
  • Грипп, ОРВИ, аллергия;
  • Вирусные и бактериальные инфекции;
  • Серьезные патологии организма: гепатит, сифилис, туберкулез, ВИЧ, СПИД.

Большинство противопоказания являются относительными. После устранения патологических факторов и болезней процедуру проводить можно.

Что будет, если не проводить чистку?

Отсутствие профессиональной гигиены значительно ухудшает здоровье полости рта. Наблюдается возникновение множественного кариеса, заболеваний тканей пародонта, подвижность зубов, неприятный запах с ротовой полости, эстетические недостатки. Сокращается срок службы пломб и ортопедических конструкций. Со временем происходит снижение местного и общего иммунитета человека.

Зубной камень

Преимущества и недостатки процедуры

Выделяют следующие достоинства ультразвуковой гигиены:

• Эффективное устранение усех видов зубных отложений;
  • Безболезненное осуществление манипуляции;
  • Безопасность для эмали и и организма в целом;
  • Возможность очистить зубы даже в самых труднодоступных местах – межзубные промежутки, поддесневая область;
  • Широкий спектр показаний;
  • Не требует подготовки;
  • Доступная стоимость процедуры;
  • Один из самых главных и действенных этапов лечения тканей пародонта;
  • Качественная профилактика стоматологических болезней;
  • Дает возможность своевременно выявить и устранить патологии;
  • Минимальный риск осложнений;
  • Повышение качества гигиенического ухода;
  • Устранение неприятного запаха;
  • Небольшой отбеливающий эффект за счет очищения эмали до естественного оттенка.

К противопоказаниям процедуры относят невозможность проведения при некоторых заболеваниях организма, возникновение неприятных ощущений во время чистки при наличии болезней зубов или десен.

Как проводится чистка?

Процедура является довольно простой, длится в среднем 30-40 минут. Сначала стоматолог проводит клинический осмотр полости рта, определяет наличие патологий, подбирает метод чистки с учетом показаний и противопоказаний. Пациенту одевают защитный фартук на грудь и очки на глаза. Они защищают от попадания мелких капель воды, ротовой жидкости.

Далее врач с помощью скелера проводит очищение каждого зуба со всех сторон. Ультразвуковой прибор деликатно отделяет и устраняет зубной камень, налет, вредоносные бактерии, остатки пищи. Во время процедуры ассистент постоянно убирает жидкость с полости рта с помощью слюноотсоса. При необходимости пациенту дают ополоснуть рот антисептическим раствором. После чистки проводится полирование поверхности для устранения шероховатости. Процедура осуществляется с помощью специальной щетки и мелкоабразивной пасты.

При необходимости, наличии показаний пациенту также может проводится очищение воздушным потоком – Эйр-флоу. Методика эффективна для устранения пигментированного налета, который образуется из-за неправильного питания, вредных привычек. Очищение происходит за счет воздушной струи под давлением, которая состоит их воды, воздуха и соды.

После очищения эмаль может быть немного чувствительной к температурным раздражителям, поэтому стоматолог часто осуществляет процедуру покрытия зубов фторсодержащим препаратом. Далее специалист дает индивидуальные рекомендации по гигиеническому уходу в домашних условиях, выписывает назначения.

Рекомендации пациентам

Для предотвращения заболеваний полости рта рекомендуется осуществлять регулярный и качественный гигиенический уход. Чистить зубы нужно 2 раза в день, на протяжение для использовать ополаскиватель и жевательную резинку без сахара. Перед сном обязательно нужно очищать межзубные промежутки нитью, ершиками или ирригатором. Посещать стоматолога и проводить ультразвуковую чистку следует 2 раза в год.